В первую очередь, решите для себя, для чего вам нужен WEB-сайт. Случаи, когда клиент приходит в WEB-студию и говорит: «Сделай то, не знаю что», — самые тяжелые. Как правило, они не оставляют приятных впечатлений от совместной работы ни у заказчика, ни у работников WEB-студии. Если вы никогда не задумывались на эту тему, просмотрите нашу публикацию.

Ваш список задач, функций, предназначений станет отправной точкой для всех остальных планов и обсуждений. Разрабатывать структуру, принимать или отвергать предложенный дизайн, согласовывать бюджет намного проще, когда вы знаете, какие функции будет выполнять ваш сайт и какие преимущества он вам принесет

Когда вы сформулируете все, что вы ожидаете получить от нового сайта, вам необходимо определиться с тем, сайт какого типа вы хотите заказать. Ответить на этот вопрос вам будет легче, если вы посетите уже существующие сайты, посвященные той же тематике. Рекомендую обратить особое внимание на сайты конкурентов. Вы сможете выделить общие черты и закономерности в их работе и отметить, что вам нравится, а что нет. Может быть, вы предложите что-то новое, чего еще нет ни на одном из увиденных вами сайтов и поможет выделить ваш сайт из общей массы.

Хотелось бы сразу предостеречь вас от слепого копирования каких-то приемов, сервисов или, хуже всего, дизайна, которые вы где-то подсмотрели. То, что ваш конкурент успешно работает, не следует напрямую из того, что вы видите у него на сайте. Может быть и наоборот — усилия его менеджеров при прямой работе с клиентом с друдом перевешивают тот негатив, который остался после посещения сайта. Слепое копирование может привести или к расходам на программирование неэффективного и ненужного сервиса, или на воспроизведение нелогичной структуры, или к другим ошибкам.

Смотрите на все критически. Доверяйте или прямым доказательствам положительное влияние какого-то из компонентов сайта на общий успех, или хотя бы своей логике, которая после всестороннего критического анализа подсказывает, что замеченное дизайнерское решение удачно, а сервис эффективен. Особенное внимание — заимствуемым текстам, если такое желание у вас возникло. Их внешняя красивость и гладкость никак не указывает на их эффективное содержание. Читайте и анализируйте.

Свою классификацию сайтов сейчас можно найти у каждой WEB-студии. У нас будут публикации на эту тему. Пока можно принять схематическое деление:

  • Визитка. «Мы — есть!»
  • Промо. «Мы — отличаемся!»
  • Витрина (или web-каталог). «У нас есть что посмотреть»
  • Интернет-магазин. «Сервис для ленивых и умных»
  • Портал. «Все, что нужно аудитории»
  • Cоциальные сервисы и Web 2.0

Сверху вниз растет стоимость разработки и полезность для стимулирования продаж. Три нижние вида — это уже не ступени эволюционного развития, а три разных категории, требующих осознанного выбора и больших трудозатрат в непрерывном сопровождении. Если появилось желание выбрать их, проконсультируйтесь с разработчиком, какие ресурсы вам понадобятся для их поддержки.

Ответив на вопрос, какой сайт вам нужен, вы без труда сможете составить его предполагаемую структуру. Продумайте, какие разделы нужны на сайте, что должно быть в них отражено, на какой информации следует особенно акцентировать внимание. Это поможет не только сформировать будущий образ сайта, но и разбить на этапы работу над ним. Эта стадия подготовки заказа выполняется в сотрудничестве с исполнителем.

Теперь можно приступать к составлению технического задания (ТЗ). Форма ТЗ может быть любая, главное, чтобы оно было понятно обоим сторонам. Опишите в задании все вышеперечисленные вопросы:

  • цели и задачи создания сайта;
  • структуру разделов и подразделов;
  • маршруты навигации по сайту;
  • пожелания к дизайну;
  • способы контакта с посетителями: гостевые книги, форумы, опросы, формы заказов и т.д.

Сразу составить окончательный вариант ТЗ вряд ли получится. Не переживайте, если в некоторых вопросах вы разбираетесь весьма смутно. Многие идеи по дизайну, навигации и способу представления информации предложит сам исполнитель. Здесь стоит довериться его опыту работы. Таким образом, готовое ТЗ формируется совместными усилиями заказчика и исполнителя. Я не рекомендую приступать к работе над сайтом до того, как ТЗ будет утверждено.

После утверждения ТЗ хорошо было бы разбить будущую работу на этапы. В большинстве случаев можно выделить три основных этапа. На первом этапе создаются макеты и шаблоны будущего сайта. Это могут быть просто рисунки или статические HTML-странички. Для каждого раздела сайта рекомендуется сделать отдельный шаблон. Можно построить несколько различных вариантов таких шаблонов и затем выбрать из них наилучший. Кроме примерки внешнего вида сайта такие шаблоны помогут выделить неудачные решения в структуре сайта и навигации по нему. Их, конечно же, легче устранить на ранних этапах, пока в работе участвуют художники, а не программисты.

На протяжении этого этапа старайтесь как можно теснее взаимодействовать с исполнителем. Покажите ему сайты, которые вам нравятся, и те, которые совсем не нравятся. Покажите ему логотип вашей фирмы, ваши рекламные материалы, визитки, буклеты, свой любимый галстук и терпеливо выслушайте все его претензии.

В процессе работы не стесняйтесь высказывать дизайнеру свои замечания, но не слишком давите. Дизайнер — натура тонкая, обычно он берется за мышь, когда у него уже выработана (иногда выстрадана) концепция, а она при многочисленных добавках может развалиться. Сколько раз приходится слышать бурчание недовольного дизайнера: «Еще одно замечание по дизайну — и можно все начинать заново».

Можно считать, что на этом первом этапе все задачи по составлению задания, постановке задач выполнены. Для полноты картины расскажем о других двух этапах создания сайта.

Второй этап — работа, собственно, программистов. Они «оживляют» шаблоны: заставляют работать ссылки, кнопки, делают сайт интерактивным. Это второй большой этап. Его удобно разбить на несколько более мелких в соответствии с количеством разделов сайта. Например, исполнитель построил раздел «Наша продукция», заказчик сделанную работу одобрил, после чего началась работа над разделом «партнеры и дилеры». И так далее по разделам.

Третий, заключительный этап, — это тестирование готового сайта. Прежде чем его открывать, желательно чтобы заказчик сам прочитал все материалы на сайте, прошелся по всем кнопкам и ссылкам, попробовал работу всех форм, проверил заголовки. К этой работе следует отнестись ответственно: одна единственная опечатка может здорово подпортить репутацию сайта.

Для тестирования мы практикуем размещение сайта непосредственно в интернет, но не по тому адресу, на котором он будет установлен после сдачи. Мы называем это размещение «полигон». Вы можете не только регулярно входить на этот полигон, но и передать его ссылку своим помощникам (профильным специалистам, привлеченным редакторам, экспертам и т.д.), чтобы они могли протестировать свои разделы, высказать пожелания и замечания.