Вот ведь как бывает — общаешься где-нибудь с хорошим человеком, и он спросит, а ты, мол, чем занимаешься, добрый человек. Причудливо у нас люди этот вопрос задают. С одной стороны, действительно интересно, а с другой — нарвешься на голодного дистрибьютора Гербалайфа или Орифлейма и начнут тебя грузить, чем ни попадя.

Мне скрывать нечего, я честно отвечаю, что сайты строю. На пустом месте, с чистого листа и до самого последнего и окончательного штришка. Некоторые сразу облегченно сдуваются — нам никто сайты впаривать не будет, мы не по этому делу. Нашей парикмахерской, шиномонтажу, взводу сантехников или отряду озеленителей все эти сайты как торпеда божьей коровке. Где-то бумкнуло, но я-то тут причем?

А теперь скажем по-умному: малый бизнес и индивидуальные предприниматели часто скептически относятся к эффективности вложений средств в разработку персонального или корпоративного сайта.

Позволю себе с такой позицией не согласиться.

Я бы так сказал: если к тебе не стоит очередь клиентов или покупателей, да такая, что ты с утра до вечера отбиться не можешь, а совсем наоборот, в работе или продажах время от времени образуются простои, то сайт тебе очень и очень не помешал бы. Другое дело, надо знать, что тебе пригодится, а что нет, за что стоит кровную денежку отдать, а на что зажать крепко-крепко. Ну и, наконец, получив в руки эту «лопату», нужно знать, как ее заточить и какой стороной в землю совать. Вот об этом и поговорим.

Обычно счастливые обладатели прибыльных лопат-сайтов рассказывают о том, что сайт закрыл им следующие дыры:

  • Привлек новых клиентов
  • Помог удержать старых клиентов, чтобы по сторонам не косились
  • Помог организовать работу, чтобы не было то пусто, то густо
  • Помог поддерживать связь — отвечать на вопросы, рассказывать о своих новинках, наконец, сообщить об отпуске, чтобы люди или впрок запаслись, или сами пока отдохнуть съездили.

Теперь скажите честно: если бы у вас был помощник, который все это делает, и платить ему нужно было бы не каждый месяц, а один раз, при заказе, а потом просто вносить новую информацию и исправлять старую — отказались бы? Думаю, нет.

Как сайт поможет привлечь новых клиентов? Вы их как сейчас привлекаете? Если это, скажем,  парикмахерская, у нее наверняка вывеска есть и помещение свое. И двери открыты. Приходи, народ честной — нам скрывать нечего. Да только что увидишь, придя? Кресла и тетенек, которые машинками жужжат, да ножницами лязгают. Непонятно! Что еще? Наверняка объявление в газетку даете или нелепые бумажки по столбам расклеиваете? Да сокрушаетесь каждый раз — как мало места в том объявлении, да на бумажке. Столько хорошего хочется о себе рассказать, обнажить все, что скрыто, да места нет!

Вот оно — первое преимущество сайта. Нужно один раз сесть, все грамотно написать, да фоток наснимать, да еще попросить клиентов отзывы дать — и все это в интернете разместить. Вот тебе и разница! А на бумажках и в объявлениях можно теперь не мельчить, не распинаться, а крупно и гордо написать имя сайта. Приходи, кума, любоваться! Да каждому клиенту визиточку дать с сайтом, да не одну, а несколько, чтобы он, благодетель, еще друзьям-товарищам раздарил. Вот сразу волну какую пустить можно!

Еще пару строк по-умному: сочетая подробные онлайн-публикации с целенаправленными публикациями в специально отобранных традиционных СМИ и раздачей рекламных материалов, можно добиться высокой степени информированности о себе в любом масштабе — от двора до города и даже страны.

Идем дальше. Как их удержать, болезных? Они же, клиенты, норовят чуть что — переметнуться к другому исполнителю или продавцу. Ежели ваша работа клиенту не понравилась, он все равно уйдет. А ежели понравилась — почему не возвращается? Смеяться не надо, но чаще всего просто тупо забывает, кто ему в прошлый раз помог. А если не забыл, то не уверен, занимаешься ты еще своим делом или нет. А на эти сомнения подвернется какой-нибудь шустрый конкурент, вот и переманил практически твои кровные, которые шли к тебе, да не дошли.

Чем здесь сайт поможет? Во-первых, это твой постоянный адрес. Сразу ясно, где искать. Во-вторых, даже если у тебя свой офис — как клиент узнает, что ты не закрылся? Правильно, надо или позвонить, или зайти. Но зайти чаще всего влом, а позвонить сложно просто потому, что вспоминают об этом, как правило, или поздно вечером, или рано утром, за чисткой зубов. А сайт открыт 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Смекаешь?

Наверняка найдется кто-нибудь хитроумный и скажет: «Так и по сайту не поймешь. Ты мог закрыться год назад, а сайт висит». А ты еще мозгой поскрипи и поймешь, что все просто! Надо время от времени писАть на сайт что-нибудь новое. И число указывать. Зайдут твои денежки на сайт, увидят, что ты неделю назад о новом зеркале в вестибюле написАл. И поймут, что жив курилка! И прибегут к тебе прямо в карман!

А ты и дальше не ленись и пиши на свой сайт регулярно. Новости сообщай, советы давай. Ты сантехник? Вот и напиши полстранички, что закрутить, чтобы в туалете в бачке вода не капала. Человечек-то прочитает, поймет, что ты в этом профессор. А самому лезть ковыряться лень. Вот и высмотрит на твоей страничке телефон, да и позвонит. А ты тоже не зевай — на каждой странице телефон крупно должен быть. Чтобы не искать и не промахнуться!

Ладно, давай в этот раз умные слова пропустим, сразу дальше пойдем. Как сайт может работу организовать? Так ежели тебе его не желторотик какой делал, а такой же профи, как ты, он тебе систему заказов с календарем склепает. Пришел человек на сайт и видит, какие дни и часы у тебя уже работой заняты. Свой органайзер полистает, да и выберет свободный для обоих часок. И ему хорошо, и тебе неплохо. Конечно, он мог бы тебе и по телефону среди ночи позвонить, а ты бы полез в замусоленный блокнотик и начал по строчкам хвостом воблы водить, свободные часы искать. А там глядишь — вильнула вобла, и ты перепутал. На одно время двоих записал. Конфуз, батенька!

Сайтом надо пользоваться, сайтом! Пусть сами выбирают и заявку шлют — хочу, мол, в четверг. Ты-то уже знаешь, что у тебя работ в четверг нет, иначе сайт такое письмо не отправил бы. Осталось посмотреть, не собирался ли ты в баньке попариться. Если нет — выслать подтверждение — готов, как пионэр! А сайт это учтет и сам в четверг часть дня прикроет, чтобы накладок не было.

Соскучился по умным словам? Вот тебе: применение формализованных алгоритмов распределения рабочего времени и система онлайн-заявок с подтверждением исполнителем их приема многократно сокращают непродуктивные потери времени и ошибки, связанные с дублированием времени приема клиентов.

Теперь насчет поддержания связи. Тут и обсуждать нечего. Во-первых, своими публикациями на сайте ты со своей стороны и так со всеми общаешься. Во-вторых, разработчик может встроить в сайт систему рассылок, и если клиенты не возражают, будут получать твои новости по почте. В-третьих, можно поставить систему вопрос-ответ, и самые частые (они же обычно и самые тупые) вопросы, а главное — твои мудрые и почтительные ответы на них останутся на сайте и будут всем всегда видны. Ну и, наконец, четвертое. Со страницы правильного сайта можно отправлять тебе электронные письма. Очень удобно.

Вот так мы пробежались по всем позициям и поняли, чего нужно добиваться, когда заказываешь себе сайт. А теперь — пару слов, что нужно сделать, чтобы твои деньги не пропали впустую.

Видел когда-нибудь пустые магазины или рестораны? Ничего внутри не свербило? Люди деньги вложили, продумали все, идеи хорошие, а покупателей нет. На сайте тоже может так быть. Твои затраты окупятся только если на сайт будут приходить люди, и не звезды там считать, а искать и находить твои предложения. Как же этого добиться?

Ничего про интернет-механизмы рассказывать тебе не буду. В интернет хорошо рекламу давать, когда твой покупатель — вся страна. Ну, в крайнем случае, город. Если двор или район, действовать по-другому надо. Не по правилам, а по уму.

Тебе нужно развернуть свою рекламную кампанию именно там, где живут, ходят, сидят, стоят твои клиенты. Если твоя территория — район, рекламируйся только в районе. Не трать деньги на дальние рубежи. Нашлепай карточек, листовочек, и ищи самые рыбные места. Это — продуктовые магазины, остановки, подземные переходы. Дальше сам придумай, не зря тебе глаза дадены. В этих местах раздавай свои рекламки.

Пусть там ничего не поместилось. Главное — твоя услуга или товар и адрес сайта. И указание, что ты свой. Например, «отличная парикмахерская в нашем районе. Сайт такой-то». Или «любые работы по сантехнике на нашей улице. Сайт такой-то». Поверь, кому надо — клюнет. Бумажку, может, и выбросит, а на сайт зайдет и в закладках его запомнит. Так что жди — рано или поздно позвонит.

Вот так все обстоит — сделай сайт, все подробно распиши, добавляй новости, поддерживай переписку и рекламируйся. И будет тебе счастье! Не запомнил? А мы на что? Справа столбец и слово «контакты» видишь? Звони, не стесняйся!